Дом культуры им. Серафимовича, расположенный в одном из самых живописных и тихих уголков Москвы, с самого первого дня своего существования являлся одним из центров сосредоточения культурной жизни столицы. Жизнь здесь кипела: частенько проходили встречи ветеранов Пресни «У патефона», регулярно проводились диспуты, посвященные вопросам искусства, социологии, литературы, тематические вечера, философские лекции, концерты, ставились спектакли, был свой киноклуб, где показывали редкие фильмы, архивную кинохронику и альтернативное кино. Здесь часто выступали видные деятели искусства, кинорежиссеры, артисты, театральные деятели, художники, поэты, устраивались творческие встречи с Л. Орловой, Ф. Раневской, В. Высоцким, В. Лановым, А. Джигарханяном и другими легендарными личностями, и известными артистами.



В 1961 году известным хоровым дирижёром и педагогом Е.Н. Свешниковой в Доме культуры им. Серафимовича была создана детская хоровая студия «Веснянка», которая успешно существует по сей день – она стала первым детским самодеятельным коллективом на базе ДК, до этого самодеятельность была исключительно взрослой.


В общем, жизнь здесь действительно кипела. Не хватало только одного – танцев.


В 1968 году художественный руководитель Дома культуры им. Серафимовича, Шурыгина Анна Алексеевна, решила устранить это упущение и создать в ДК еще один детский самодеятельный коллектив – танцевальный. По ее заявке из дома народного творчества был прислан для реализации данного проекта молодой 26-летний красавец – Александр Николаевич Филиппов.







«Я позвонила им обратно и говорю: «Ну кого вы мне прислали? Он же совсем молоденький и такой худенький! Ну какой танцевальный кружок он сможет организовать?!»».

Вспоминает Шурыгина Анна Алексеевна

Январь 2018 года


До этого Александр Николаевич работал в Доме культуры «ЗИЛ» у А.Н.Трифонова, но давно вынашивал идею создания собственного коллектива. Перебирал, присматривал различные варианты: дома пионеров, дворцы культуры, пока не получил предложения от Дома культуры им. Серафимовича. Анна Алекссевна очень быстро убедилась в том, что не прогадала и что этот «молоденький-худенький» на самом деле может горы свернуть: в свои 26 лет Александр Николаевич был полон сил и энергии, умел танцевать и знал, как научить этому других. А еще он искренне любил детей и умел с ними дружить.


Так в 1968 году был сделан первый шаг в историю нового, еще никому не известного ансамбля.





«Тогда, более 40 лет назад, когда я только задумывал создание своего коллектива, я понимал, что детскую энергию, темперамент, наивное светлое восприятие окружающего мира необходимо вовремя направить по правильному руслу, развить ростки творческого и художественного мышления ребенка. Я видел мир детей, хотел быть им верным помощником в преодолении сложных вех жизненного пути.

«Пусть детство, чистое детство, всегда остается в каждом из них!» - такую цель я себе поставил»».

Филиппов Александр Николаевич, 2010 год.


Познакомившись с Александром Николаевичем поближе, Анна Алексеевна уже не сомневалась в нем ни минуты и от всей души поддержала идею создания детского танцевального коллектива. А Александр Николаевич, в свою очередь, на протяжении всей жизни считался с ее мнением и прислушивался к нему, хотя и спорили они нередко и весьма горячо.





Итак, ансамбль родился.

Оставалось только придумать – как собрать в него детей, как сделать, чтобы они пришли и остались?

Анна Алексеевна с Александром Николаевичем пошли по дворам и переулкам Красной Пресни, по окрестным школам - договариваться с учителями, разговаривать с ребятами. Они писали маленькие записочки и с разрешения классного руководителя клали их в дневники учащимся 2-ых и 3-их классов, чтобы те передали родителям. В записочках было приглашение: «Приходи заниматься в ансамбль, мы научим тебя танцевать!»


С самого начала Александр Николаевич старался максимально заинтересовать будущих танцоров.

- Любите играть? Драться? – спрашивал он мальчишек.

- Что за вопрос!!!

- А шутить и смеяться?

- Конечно!

- Так вот, на занятиях в ансамбле мы с вами будем играть. В футбол, бокс, а еще смеяться и хулиганить.





Ребятам становились интересно, и они приходили на занятия. А дальше начиналось волшебство. Неловких и неумелых, робких и косолапых через игру Александр Николаевич превращал в настоящих танцоров. Но и обещания своего не забывал. Он сразу поставил себе задачу, чтобы в репертуаре ансамбля были не просто танцы, а сюжетные игровые номера, небольшие сценки или даже маленькие спектакли, чтобы в каждом танце ребята не только красиво и правильно двигались, но и проживали маленькую жизнь.


И сегодня танцев с реквизитом, игровой тематикой в ансамбле около 25%: «Румынский танец со шляпами», «Гуцульский танец с дудочками», «Солнечный день» с воздушными шариками, «Казачий танец с бубнами», «Венгерский танец с кувшинами», «Шутка на карнавале» с карнавальными масками. Причем предметы в постановках всегда «обыгрываются», «работают», и, хотя, конечно, танцевать такие танцы сложнее, ребята их очень любят.









Большинство из 150 танцевальных номеров ансамбля придумал и поставил его создатель и руководитель – Александр Николаевич Филиппов.


«Через музыку, движение, искусство идет познание мира ребенком, воспитание его души. И мне хотелось, чтобы «Калинка» стала именно тем местом, где происходит волшебство, где любой непоседливый мальчишка или егоза-девчонка может стать АРТИСТОМ! А еще я мечтал, чтобы для своих артистов «Калинка» стала вторым домом, чтобы они бежали сюда, стремились, скучали. Мне хотелось, чтобы «Калинка», как магнит, притягивала детей своей интересной, содержательной жизнью.»

Филиппов Александр Николаевич, 2010 год


Название у ансамбля появилось не сразу. Некоторое время коллектив существовал без имени – но, разумеется, долго так продолжаться не могло. Александр Николаевич перебирал в уме разные варианты, и вдруг… то ли музыка навеяла, то ли просто осенило: КАЛИНКА!!!