О нас

История ансамбля танца «Калинка» берет свое начало с 1968 года. 

За это время в репертуаре коллектива собралось более  150 номеров. Основоположником и художественным руководителем ансамбля до 2015 года был главный балетмейстер и постановщик танцев, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат национальной премии «Душа России», Заслуженный деятель Всероссийского музыкального сообщества – Филиппов Александр Николаевич. Коллектив очень известен в мире, с гастролями побывал на всех континентах. В разные годы ансамбль становился лауреатом премии Московского комсомола, Всесоюзных, Всероссийских и международных фестивалей.

 

   Большинство танцевальных номеров в ансамбле поставил руководитель – Александр Николаевич Филиппов.

 

   Уже тогда, в самом начале становления ансамбля, он старался максимально заинтересовать будущих танцоров.

 

-Любите играть? Драться? – спрашивал он мальчишек.

-Что за вопрос!!!

-А, шутить и смеяться?

-Конечно!

-Так вот, на занятиях в ансамбле мы с вами будем играть. В футбол, бокс и еще смеяться, и хулиганить.

   Ребятам становились интересно, и они приходили на занятия. А дальше начиналось волшебство. Из неловких и неумелых через игру Александр Николаевич превращал детей в настоящих танцоров. Но и обещания своего не забывал. В начале, еще при постановке первых танцев, он поставил себе задачу, чтобы это были сюжетные игровые номера, небольшие сценки или даже маленькие спектакли. Чтобы ребята в каждом танце не только красиво и правильно двигались, но и проживали маленькую жизнь.

 

Хореография

   С тех пор так и сложилось в «Калинке»: танцы с предметами, игровой тематикой, их в ансамбле около 25%: «Румынский танец со шляпами», «Гуцульский танец с дудочками», «Солнечный день» с воздушными шариками, «Казачий танец с бубнами», «Венгерский танец с кувшинами», «Украинский танец» игра с большими кувшинами и яблоками, в номере «Шутка на карнавале» использовались карнавальные маски. Предметы в постановках всегда «обыгрываются». Нет ни одного танца, чтобы они был просто так. Различные предметы очень украшают танец, поэтому хореографы-постановщики часто используют дополнительные реквизиты в своих творениях.

   Есть номера, которые воспитывают детей, приучают к культуре, хорошим манерам, правильному отношению друг к другу: «Полонез», «Реверанс», «Поэты и Музы», «Шаги и Позы». Это те танцы, где дети начинают танцевать классические движения в чистом виде, вырабатывается осанка, апломб. Ребятам он дается не легко, так как нужно на протяжении всего номера думать о том, что нужно не просто сделать следующее движение, а сделать его грамотно, с хореографической точки зрения.

   С возрастом детям требуются большие нагрузки, так как с элементарными движениями они уже справляются, значит, появляются номера, где можно выплеснуть свои эмоции. Это как трюковые номера, так и сложные по темпу, манере исполнения. «Молдавский танец» один из самых сложных номеров. Требуют также физической выносливости, владения своим телом, для исполнения многих мелких, техничных движений «Болгарский танец», «Греческий танец «Сиртаки», «Флотский танец», «Лакский танец девушек».

   Есть и массовые постановки, где задействован почти весь ансамбль, например, «Родина моя» - постановка Народного артиста Игоря Шаповалова, где, кстати, первой солисткой была Екатерина Стриженова, Финский танец «Полкис». В танце участвует 4 разных возрастных группы от 5 до 17 лет. Конечно же, фирменный танец «Калинка» выдержан в русском стиле, используются такие движения как: «Припадание», «Веревочка», «Дроби», «Хлопушки», «Качалка», «Гармошка», «Елочка» и так далее, его можно назвать самым массовым танцем.

 

   За долгие годы в копилке коллектива накопилось более 150 номеров программы: "Русский дворик", "Детство, это ты и я", "Живу в России", "Планета танцев", "Мы построим город", "Армия и дети" и другое.

   Хореографический материал изучали либо по книгам, либо в поездках. Например, после поездки на Кубу, Александр Филиппов поставил «Кубинский танец» и пригласил посмотреть на номер студентов из института Дружбы народов Патриса Лумумбы. Они советовали что-то добавить. Побывав на гастролях в Индонезии, коллективу очень понравился национальный танец. И уже в Москве, по договоренности, из Индонезийского посольства приехала бывшая танцовщица и поставила тот самый танец.

Музыка

   У Александра Николаевича есть такое изречение: «Сначала музыка, потом костюм, а потом я что-нибудь придумаю». Его принцип «Учить красивому на красивом» касается, прежде всего, подбора музыки. Выбирались лучшие произведения П. И. Чайковского, Э. Грига, Г. В. Свиридова, А. Петрова и других композиторов, которые сами, как бы, несли в себе образ будущего танца.

   В народных постановках, музыкальное оформление являлось большой проблемой, фонограммы было не достать. Приходилось обращаться к посольствам, искать музыку на гастролях. У ансамбля существовало сотрудничество с оркестром «Моман», под руководством Н.Н.Калинина, который стал художественным руководителем и главным дирижером Оркестра народных инструментов им. Осипова. Александр Николаевич находил нотный материал для постановок: «Венгерский», «Молдавский», «Балалайка», с помощью которого вскоре записывались мелодии для танцев.

   Но русский оркестр не в состоянии передать всех красок музыки, так как, например, в Молдавской мелодии, должна быть скрипка, в Югославской – флейта. Нет, он сыграет, и сыграет очень хорошо, но это будет все равно не то, без красок. Поэтому стали обращаться к музыке национальных оркестров, а Александр Николаевич стал первым в Советском Союзе, кто начал работать с фонограммой, в то время как все работали с оркестрами, под аккомпанемент.

Костюмы

 

   Костюмы придумывала и создавала Нелли Семеновна Мизикина, бескорыстно преданная «Калинке», влюбленная в ребят и искусство. Она работала в мастерской театра Моссовета. В каждом костюме Нелли Семеновны– выдумка, вкус, безупречное чувство стиля и времени. «Самое трудное, -рассказывала Нелли Семеновна, это начало. Костюм ведь не рождается вдруг. Надо сделать наброски, прочувствовать замысел.

 

   Иногда Александр Николаевич сам протанцует мне, объяснит свою идею, и я начинаю думать, как войти в танец со своим костюмом».


   Часто А.Н.Филиппов привозил ей из поездок фотографии, картинки с национальными костюмами. Она разрабатывала эскизы, советовалась с Александром Николаевичем, так и накопилось то богатство костюмов, что есть сейчас в ансамбле.

 

   Александр Николаевич Филиппов – Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии президента «Душа России», руководитель творческих мастерских по детскому танцу, председатель и член жюри фестивалей в России и за рубежом, создатель и организатор Московского фестиваля хореографических коллективов «Хочу танцевать» (проходит с 1995 года) ушел из жизни 30 октября 2015 года. Коллектив столкнулся с невосполнимой потерей своего любимого и единственного наставника, который был художественным руководителем ансамбля 45 лет. Сегодня эту нелегкую задачу выполняет его дочь  – Наталья Левицкая-Филиппова, ставшая художественным руководителем ансамбля, которой предстоит сохранить и приумножить то богатое творческое наследие, которое дал коллективу Александр Николаевич Филиппов.

1/10

Народный детский хореографический ансамбль «Калинка» им. А.Н.Филиппова.

Адрес: 105066, Россия, г. Москва, Доброслободская улица, дом 3
Телефон: +7 (985) 183-57-83, E-mail: filirina5555@gmail.com

© 2016 Народный детский хореографический ансамбль «Калинка» им. А.Н.Филиппова 

Все права защищены